Москва напоминает Тегеран, но распущеннее

2 Марта 2012 15:44 MCK
Наа Пхан, редактор Вьетнамской службы Би-би-си


Я совершенно не ожидала, что Россия окажется такой. Во-первых, все мне говорили, что нужно пойти и накупить теплой одежды. Но везде, в том числе в отеле, была жара. Отопление включают на полную, и с меня постоянно градом лил пот.
Вообще многое оказалось не так. Я ожидала увидеть крепких русских мужиков, много крашеных блондинок. Но оказалось - стереотипы устарели.
Мне кажется, что представление о русских за границей несколько устарело. И в том числе в этом виноваты западные средства массовой информации. В каком-то смысле это наследие холодной войны.


Я ездила во Владивосток на несколько дней, и думала, что увижу какую-то новую Россию. Но оказалось, все-таки это местами прежний Советский Союз. Особенно если судить по тому, как люди думают и как выполняют свою работу. Куда бы я ни пошла - у меня спрашивали, есть ли разрешение. В какой-то момент мне показалось, что они и в туалет меня по разрешению пускать. Везде только и слышала про это "разрешение"!
Было забавно, когда я хотела поговорить с людьми в кафе, а они в восемь утра сидели и пили водку! Я хотела подождать, пока они закончат, но они, наоборот, хотели, чтобы я выпила с ними! Был, конечно, соблазн, но все-таки я отказалась. Рановато все-таки.
Разговаривая с людьми, за последние несколько дней я поняла, что первые годы перестройки так напугали людей, что они очень не хотят возврата тех времен, когда преступность процветала и не было никакого порядка. И именно Путина они считают человеком, который дал обществу стабильность. Никто не может отрицать, что именно благодаря ему люди почувствовали уверенность в завтрашнем дне. Хотя некоторые, конечно, считают, что он засиделся у власти.
Путин управляет Россией твердой рукой и не терпит несогласия. И главное - он контролирует средства массовой информации. Поэтому неизбежно, что именно про Путина говорят больше всего.
Во Владивостоке я видела только предвыборные плакаты Путина, всего один был с Зюгановым.
Подавляющее большинство тех, с кем я говорила, были за Путина. Мне удалось найти одного человека, который сказал, что не поддерживает его и, возможно, будет голосовать за другого кандидата. И это был очень образованный человек, который хорошо понимал политическую ситуацию.
Москва - это не Россия. Между Москвой и остальной Россией огромная разница. Москва - современный европейский город, мультикультурный и мультинациональный, его жители ориентируются на Европу. А во Владивостоке, например, люди ведут себя совершенно по-другому. Мне кажется, они ведут себя так, как в Москве себя вели лет 30 назад.
А еще я совершенно не ожидала, что в России живут такое осведомленные люди. Они знают, что творится в Лондоне и в Нью-Йорке, в Москве люди знают обо всех тенденциях, в музыке, например, намного больше, чем я.
Мне кажется, причина в появлении интернета. Людей больше нельзя изолировать, скрывать от них информацию.

Джеки Синг, продюсер Китайской службы Би-би-си:

Я увидела именно то, что ожидала. У людей очень разные взгляды, кто-то поддерживает Путина, а кому-то очень не нравится коррупция и вседозволенность чиновников. Но есть и те, кому вообще все равно.
Удивительно, что многие люди с удовольствием разговаривают со мной, рассказывают о своих мыслях. А некоторые, наоборот, не хотят. Они считают, что если будут открыто рассказывать о своих политических взглядах, то это может как-то повлиять на их карьеру, учебу. И они отказываются!
А вот таксисты, например, всего с удовольствием разговаривают. Они считают, что все дело в деньгах. И что тот, у кого есть деньги, всегда сможет участвовать в политике. Мне так и говорили, с деньгами можно хоть из Китая кандидата привозить, развешивать плакаты, и он сможет участвовать в выборах.
Я была в Тольятти, и большинство рабочих, с которыми я там говорила, поддерживают Путина. Они говорят, что хотят уверенности в будущем.
Интересно, что нескольким людям из тех, с кем я говорила, очень нравится Китай. По их словам, им очень нравится китайская система. Они говорили, что китайцы молодцы, у них у власти Коммунистическая партия, социализм, и при этом у них сильная экономика, которая быстро развивается. И России стоит поучиться у Китая.
Достаточно многие из моих собеседников были в Китае, путешествовали.
Со многими я познакомилась в поезде. Почти все мои попутчики с удовольствием со мной разговаривали. Проводники вскользь несколько раз упомянули, что им нравится Путин. Но объяснить, почему - не смогли или не захотели. Я сказала им, что никто не может нравиться без причины, без причины кого-то можно только любить. И проводница нашего вагона сказала, что, наверное, ее отношение к Путину - это и есть любовь.
Вообще, я много раз слышала, что к Владимиру Путину отношение особое. Я возвращалась с завода в Тольятти вместе с женщинами-рабочими. В автобусе я стала спрашивать, кого они поддерживают, и почти все сказали, что Путина. А водитель автобуса даже пошутил, что Путина любят все женщины.
На всем заводе, кстати, я встретила только двоих работников, которые поддерживали не Путина, а Зюганова. И еще одного, который собирался голосовать за Прохорова.

Суважит Багчи, корреспондент Бенгальской службы Би-би-си:


То, что я вижу в России, очень похоже на предвыборную ситуацию в странах Восточной Азии. В больших городах средний класс выступает очень активно и протестует. Но если поехать в маленькие города и в деревни, то там Путин - богатый отец. О чем его ни попросят - он даст все. Вам нужен театр в вашем городе - построим, нужна дорога - он построит дорога, нужны деньги на свадьбу дочери - и это Путин тоже может дать. Вот абсолютно то же самое происходит перед выборам в Бангладеш, в Пакистане, в Индии.
Меня многое поражает в России. Например, когда я был на станции метро Охотный ряд, то встретил там актеров, одетых как Сталин и Ленин. Ленин почему-то не захотел со мной общаться. А Сталин сказал, что в день зарабатывает 20 тысяч рублей, фотографируясь с туристами. А еще он сказал, что именно Сталин сегодня - самый популярный, и на выборах он выиграл бы у любого Владимира, хоть у Ленина, хоть у Путина.
Еще меня поразил спектакль, благодаря которому я услышал про то, что в Москве есть музей эротики. И там поставили спектакль, он называется "Путин и Антипутин" и, кажется, поставлен по мотивам пьесы Чехова. Я никак не ожидал, что Антипутина кастрируют! (по сюжету Путин-демократ кастритует Путина-деспота - прим. ред.) За несколько дней до выборов в России показывают спектакль, в котором главного кандидата кастрируют. Это очень прямой намек, в Юго-Восточной Азии такое было бы невозможно. По сути, шоу строится на том, что будущего президента кастрируют. У нас за такое режиссер мог бы и тюрьму сесть.
Еще я побывал на акции протеста в прошлые выходные, когда москвичи вышли на Садовое кольцо с белыми ленточками. Я поговорил там со многими. Это были люди из среднего класса. Но не только, там были и рабочие. Они пришли туда по двум причинам: им надоела коррупция, и они хотят честных выборов. Я видел выборы во многих странах, в том числе в Иране. И мне кажется, эти выборы президента в России очень похожи на выборы 2005 года в Иране.
Мне кажется, что коррупция - это вопрос, который важен в основном для населения больших городов, для представителей среднего класса. Коррупция есть в любом обществе, если мы говорим о Юго-Восточной Азии, например. Но говорить о ней начинают только тогда, когда об этом пишут блоги, когда об этого говорят по радио и на телевидении. Но вопрос в том, важна ли проблема коррупции для сельских жителей, для провинции. Ведь именно от голосов этих людей зависит результат выборов.
В провинции коррупция - не главное. Там люди больше думают о других вещах. Например, в Юго-Восточной Азии для крестьян главное - земельный вопрос. Или национальный вопрос. В России Владимир Путин делает на него большой упор. Он очень часто прибегает к антиамериканской риторике.
В 2005 году в Иране тоже были огромные демонстрации, и многие думали, что победит более либеральный кандидат, а не Ахмадинежад. Но средний класс, выходивший на протесты - далеко не все население Ирана. Их выступления все видят, о них говорят в социальных сетях, но они - не большинство.
Мне кажется, Владимир Путин и сам прекрасно понимает, что он не может выиграть в Москве. Он и не хочет в ней выигрывать. Путин не придает большого значения мнению Москвы, он опирается на поддержку провинции.
Общение с людьми в России мне очень нравится. Мне говорили, что люди здесь не любят, когда им задают прямые вопросы, но я с этим не сталкивался. К тому же у всех здесь есть какая-то связь с Индией. Меня все спрашивают, где именно в Индии я живу, и в ответ рассказывают, где они были и что знают об Индии.
Единственное, что мне кажется слишком суровым - это климат. Для меня слишком холодно, я даже ношу специальную шапку - балаклаву, которая закрывает всю голову. И некоторых людей это, кажется, удивляет. И ее приходится снимать, когда я хочу с кем-то поговорить. Но в остальном - Россия очень дружелюбная страна. Меня даже какой-то подвыпивший мужчина накануне вечером пытался обнять.
А еще поведение людей в России накануне выборов - очень европейское. Если не знаешь, можно не заметить, что скоро выборы. Митингов каждый день нет. В Индии или в Бангладеш за неделю до выборов все перестают работать, ходят на митинги, спорят, обсуждают. А здесь все спокойно ходят в офисе, в университеты, а все учреждения открыты.

Джамалуддин Мусави, ведущий программ Персидского телевидения:


Я приехал в Россию первый раз, и у меня было какое-то представление, потому что Иран и Афганистан, откуда я родом, тесно связаны с Россией. И мой дядя когда-то жил и работал в Москве.
В первый же день мы отправились на Красную площадь, чтобы снять видеоролики для наших программ из России. Успели снять несколько дублей, и к нам подошел сотрудник спецслужбы в гражданской одежде. Спросил, что мы делаем, и сказал, что снимать нельзя.
Мы показали все документы, рассказали, что мы журналисты с Персидского телевидения, но он настаивал, что на Красной площади вообще нельзя снимать. Что за глупость? Мы же для этого сюда и приехали. Тем более вокруг было столько туристов и все снимали на камеры, на фотоаппараты. А нам говорили, что снимать нельзя, потому что мы журналисты и для съемки нужно какое-то еще дополнительное разрешение.
Правда, к счастью, они не стали стирать записи, которые мы уже успели сделать. И просто вежливо попросили нас уйти, что мы и сделали.
В тот момент мое впечатление о России немножко испортилось. Но когда мы отправились гулять по Москве ночью - я понял, что это прекрасный город, в котором живут прекрасные люди. Невероятно красивый и очень необычный. Днем он напоминает Тегеран: автомобилей очень много, а все люди очень заняты, куда-то торопятся, работают. Но если они все-таки начнут говорит с тобой, то будут делать это от души, и сделают все, чтобы помочь. В Иране очень похожее отношение.
Мы побывали в Московском государственном университете, на факультете, где изучают фарси. Я был поражен, оказалось, что очень многие молодые люди в России говорят на моем языке, и говорят очень хорошо. Этого я никак не ожидал.
Когда мы вышли на улицу, чтобы спросить людей, что они думают про выборы, большинство не хотели ничего говорить и отвечать на вопросы. А потом неожиданно люди стали сами подходить. Один мужчина подошел и заявил, что он против Путина. Ему в ответ другой мужчина стал говорить, что он, наоборот, за стабильность, за сильную экономику. А еще один мужчина говорил, что будет голосовать за Прохорова, который богат и знает, как сделать богатой Россию.
Но мне как иранцу показалось удивительным, что в Московском университете с нами никто не хотел говорить о политике - ни профессора, ни студенты. У нас в университетах говорят, кажется, только о политике. А в Москве мне говорили, что уже знают результат выборов, но не хотят это обсуждать. Я так и не понял, почему. Может быть, они не хотели говорить неправду? Может быть, переживали, что их истинное мнение может повлиять на их работу, на оценки? Или, может быть, они считают, что университет - не место для политических дискуссий.
Еще мне показалось интересным, что все говорят, что результат выборов уже известен. То же самое было в Иране, когда к власти пришли реформисты. Все думали, что победит кандидат от консерваторов, но неожиданно - этого не произошло. Так что и в России рано давать точные предсказание, может быть и второй тур.
Один из москвичей сказал мне, что на самом деле в выборах участвуют только два кандидата: Путин и Зюганов. А все остальные кандидаты не будут серьезно выступать против Путина, что у них есть с ним какие-то договоренности. И при этом он считает, что ни Путин, ни Зюганов - не представляют большинство население. И у россиян по сути нет своего кандидата, им не за кого голосовать.
.

Тэги:

Алексей Венедиктов Алексей Навальный Америка Андрей Солдатов армия Астрахань атака на ЖЖ березовский боевеки Борис Немцов Боровой Виктор Шендерович вирус Владимир Жириновский Владимир Милов Владимир Соловьёв властелин мира власть власть в россии власть жуликов и воров война в Ливии война за нефть выборы выборы 2012 выборы в Госдуму выборы президента выступления глобализация госдума Громов ГУВД Дарькин Девальвация деньги депутаты Джон Перкинс Доку Умаров доллар ДТП Дух времени Евгений Федоров Евгений Ясин Евгения Альбац Единая Россия единоросы елена батурина жадность Жак Фреско живой взгляд Живой Журнал здравоохранение землетрясение интеко ищем выход Кадафи завёл блог кадыров Каспаров каста неприкасаемых катастрофа КГБ Кирилл Кабанов код доступа Коммунисты коррупция коррупция в России КПРФ Кредит кремль кризис Ксения Собчак Кудрин ЛДПР Лененский проспект Леонид Парфенов Ливия литвиненко Лужков Людмила Гурченко Майкл Мур Максим Шевченко марш несогласных Матвей Ганапольский МВД Медведев митинг митинг 4 февраля митинг в лужниках митинг на болотной Митинг на Поклонной горе митинг на пушкинской митинг на сахарова Михаил Прохоров Москва Муаммар Кадафи наркотики Нацисты Никола Тесла Николя Саркози новая газета Новодворская обращение Прохорова олигархи Онищенко оппозиция особое мнение отставка путина партии власти передача ГОСДЕП Пермь политика полный альбац правда о политике правое дело проект Венера Проханов Прохоров путин Путин итоги Путин VS Медведев Разворот Ресин Ресурсы РосПил россия свинной грип свобода слова Секретно Сергей Кузнецов сергей магнитский Сергей Пархоменко Сергей Удальцов сми СОВСЕК Стратегия 31 Суды суть событий США Татьяна Фельгенгауэр телевидение в России телеканал Дождь терроризм фальсификации финансовая система Франция ФРС Федеральный Резерв США ФСБ фукусима Футбол хакеры Ходорковский царь путин ЦИК чечня ЧП Чуров Эдуард Лимонов эхо москвы Юлия Латынина Юрий Шевчук Япония DDoS атака minaev live