Растут опасения, что на "Фукусиме" произойдет крупный выброс радиации, сообщают СМИ. Некоторые эксперты полагают, что масштаб аварии уже достиг 7-го уровня, как в Чернобыле. Цунами, землетрясение и авария на "Фукусиме" не только причиняют Японии ущерб, превышающий 100 млрд евро, но и ослабляют ее как союзника и как соперника, подчеркивают обозреватели.
По предположениям экспертов, активное ядро одного из энергоблоков АЭС "Фукусима" расплавилось и разрушило дно защитной камеры, сообщает британская The Guardian в материале, озаглавленном "Возможно, Япония уже проиграла битву за спасение атомного реактора".
Несмотря на закачивание воды, во всех реакторах ядерное топливо, как минимум частично, находится на воздухе, рассказал газете Ричард Лейхи, возглавлявший отдел безопасности реакторов с кипящей водой в General Electric в период, когда эта компания устанавливала энергоблоки на "Фукусиме". По предположениям Лейхи, на втором энергоблоке по крайней мере часть активной зоны реактора - топливные стержни и оболочка из сплава циркония - расплавилась и радиоактивные материалы провалились в сухой бокс под камерой давления. Опасность в том, что топливо вступит в химическую реакцию с бетонным полом сухого бокса и выделит радиоактивные газы. Правда, на "Фукусиме" сухой бокс затоплен океанской водой, которая охладит топливо и уменьшит выбросы газов, отмечает газета. Бокс заключен в защитную камеру, но она, возможно, была повреждена при взрыве водорода.За пределами герметичной зоны обнаружена сильно радиоактивная вода, источником которой могла быть только активная зона реактора, разъяснил Лейхи. "Ничего похожего на Чернобыль тут не случится - в Чернобыле был большой пожар и взрыв с выбросом пара", - указал Лейхи, но порекомендовал всем странам создать "силы быстрого реагирования" - группы специалистов по ядерной безопасности, способные оперативно консультировать власти в чрезвычайных ситуациях.
Эксперт по АЭС немецкого отделения Greenpeace Тобиас Ридль уверен, что инцидент на атомной станции "Фукусима" уже достиг того же уровня классификации, что и авария на Чернобыльской АЭС, пишет La Stampa. "Плутоний вытекает лишь при температуре более 1000 градусов, при которой происходит частичное спекание стержней, - говорит Ридль. - Ситуация вышла из-под контроля. МАГАТЭ должно ясно и понятно сообщать о том, что происходит, вместо того чтобы минимизировать последствия инцидента и заявлять, что ситуация будет улучшаться".
"Мы можем только надеяться на то, что еще можно взять ситуацию под контроль. Я не уверен, что проблему можно решить, - продолжает немецкий специалист. - Работы по охлаждению реакторов, вероятно, будут продолжаться многие недели и даже месяцы, за это время многое может произойти. С уверенностью могу говорить, что последствия этой катастрофы будут ощущаться еще долгое время. Даже спустя 25 лет после аварии на Чернобыльской АЭС в Германии все еще нельзя есть свинину и грибы из-за высокого содержания цезия", - утверждает он.
По всей видимости, японский ядерный концерн Терсо не сможет справиться с катастрофой на АЭС "Фукусима" собственными силами. На оператора аварийной АЭС навалились громадные требования о возмещении убытков, превышающие все мыслимые пределы. Во вторник на бирже ходили слухи о национализации Терсо, и курс рухнул в минуты, рассказывают корреспонденты Süddeutsche Zeitung. На сегодня задолженность компании достигла 100 млрд долларов, включая новый кредит в размере 22 млрд долларов, запрошенный менеджментом концерна на минувшей неделе.
"В то время как министр по вопросам государственной стратегии Японии Коихиро Гемба не исключает возможности национализации, пресс-секретарь правительства Юкио Эдано "скрытничает", говоря, что гораздо важнее взять под контроль ситуацию на АЭС и справиться с последствиями катастрофы", - сообщает издание.
Экспорт японских продуктов питания тем временем застопорился. Товарные потоки частично заблокированы. Международные судоходные компании отказываются подходить к портам Токио и Йокогамы из страха перед радиационным заражением. За сложившуюся кризисную ситуацию можно было бы спросить с руководства, но оно представляет сейчас жалкую картину, говорится в статье. Глава Терсо Масатака Симидзу на прошлой неделе на несколько дней вообще исчез из поля зрения.
Терсо не может не согласиться с критикой, что поначалу компания отклонила международную помощь и потеряла драгоценное время. В частности, поддержка американцев по охлаждению разрушенного ядерного реактора сперва была отклонена, отмечают авторы статьи. Лишь к началу этой недели Терсо обратилась за помощью к французским экспертам-ядерщикам. В связи с отправкой французских экспертов в четверг район землетрясения планирует посетить и президент Франции Николя Саркози, чтобы получить собственное представление о катастрофе, сообщает издание.
Франция показывает свои ядерные мускулы, пишет испанская El Pais. Французская ядерная корпорация Areva по просьбе Японии отправит в Фукусиму своих экспертов по жидким ядерным выбросам, а Николя Саркози станет первым иностранным лидером, который посетит Японию после катастрофы. Франция поставляет на АЭС "Фукусима" топливо с плутонием, используемое на третьем реакторе, но Areva отрицает, что обращение за помощью со стороны Tepco вызвано как раз наличием этого топлива (MOX), которое более радиоактивно из-за присутствия в нем плутония, пишет корреспондент.
В 1954 году в Японии снимался фильм "Годзилла" - история об огромном океанском чудовище, разбуженном американскими ядерными испытаниями и заражающем радиацией экипаж японского рыболовецкого судна. Обретенная в 1952 году независимость и потрясающий экономический скачок требовали какого-то ответа на метафорическую угрозу чудища, и так появился сериал о роботах, спасающих человечество от мутанта, пишет автор еще одного материала в El País. Теперь же АЭС "Фукусима-1" каждый день приносит новые катастрофы, усугубляя японскую национальную трагедию.
Более полувека у власти в Японии находилась коалиция предпринимателей и высокопоставленных чиновников, известных как Либерально-демократическая партия, говорится в статье. ЛПД согласовала свою политику с Вашингтоном, превратив архипелаг в гигантский американский авианосец и получив свободный доступ для японских товаров на американский рынок. "Система была совершенной, но только для холодной войны, пока Китай и СССР были врагами", - считает обозреватель Мигель Бастеньер.
"Возвышение Китая и чрезмерная экспансия США в мире вынуждают Японию вновь задуматься о том, что стоит за американским "зонтиком". В азиатской стратегической игре существует пять ведущих игроков: три крупных - США, Китай и Япония; два поменьше - Россия и Индия. Все делают вид, что поддерживают с остальными хорошие отношения, обгоняя друг друга в гонке. В этом соревновании наиболее шаткие позиции у Токио. И в данном контексте цунами, землетрясение и авария на "Фукусиме" не только причиняют Японии ущерб, превышающий 100 млрд евро, но и ослабляют ее как союзника и как соперника. Двадцать лет спустя после холодной войны стихийное бедствие и человеческая ошибка крайне осложняют пересмотр роли Японии в XXI веке", - резюмирует Бастеньер.
До недавних пор АЭС считались чуть ли не на 100% надежными: различные исследования наглядно, с цифровыми выкладками, подтверждали эту точку зрения, пишут ученые-статистики в сегодняшнейFrankfurter Allgemeine Zeitung. Немецкое Общество по безопасности установок и реакторов (GRS) считало риск возникновения аварийных ситуаций на АЭС по всему миру равным одному случаю в 250 тыс. лет. "Подобные расчеты успокаивают. Но как быть, если они учитывают не все?" - задаются вопросом авторы статьи и предлагают свой вариант анализа вероятности возникновения аварий на АЭС - "статистически-эмпирический".
В настоящее время в мире существует - включая комплекс "Фукусимы" - 442 ядерных реактора. За последние 30 лет их количество оставалось относительно постоянным и за это время произошло две крупных аварии - на Чернобыльской АЭС и на японской "Фукусиме-1". На основании этих данных, при условии одинаковых рисков для каждой станции, можно рассчитать, какова вероятность, что один из реакторов выйдет через год из строя в результате аварии. Эта вероятность равна 1,5:10000 (две аварии делим на 30 лет, и полученный результат - на 442 реактора). Другими словами, на каждый реактор в среднем каждые 6667 лет приходится по одной ядерной катастрофе.
"Расчеты основываются на спорных предположениях, однако мы убеждены, что они верно передают основные тенденции возникновения рисков с учетом актуальных знаний, - пишут ученые. - Так что, принимая решения в пользу или против отключения реакторов, надо соизмерять вероятность возникновения аварий с возможными финансовыми потерями".